Бизнес просит правительство отменить патентную систему для водителей-иностранцев


Транспортный комитет бизнес-объединения «Деловая Россия» обратился в правительство с просьбой отменить региональный патент для иностранных водителей большегрузов, чтобы привлечь в отрасль новые кадры. Об этом сообщил «Ведомостям» источник в логистической компании и подтвердил собеседник, близкий к комитету. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу «Деловой России».

Острый дефицит водителей, по словам источников, приводит к простою грузовиков и денежным потерям перевозчиков. Сейчас, если иностранец хочет работать водителем в России, он должен получить патент на работу, поясняет один из собеседников в транспортной компании. Но такой документ действует только в пределах одного субъекта Федерации – того, где он получен. «То есть развозить грузы между городами в пределах одного региона водитель фуры может, а между несколькими – нет», – поясняет собеседник «Ведомостей».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов подтвердил, что компания сталкивалась с проблемами при работе с индивидуальными предпринимателями, получившими такой патент. При этом в Федеральной налоговой службе (ФНС), по словам Миронова, считают, что решить проблему можно. Для этого договор на перевозку (транспортно-экспедиторское обслуживание) должен быть заключен компанией в субъекте РФ по месту получения патента. В таком случае для осуществления грузоперевозок в других регионах его получать не нужно, уточняет Миронов.

Коммерческий директор Sota Logistic Кирилл Латинский отмечает, что проблемы с кадрами в отрасли автоперевозок обострились еще больше осенью 2022 г. По данным Международного союза автотранспорта (International Road Transport Union), в 2022 г. в мире сектору автомобильных перевозок не хватало более 2,6 млн профессиональных водителей. В России дефицит около 160 000 человек, утверждает гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

По массовым профессиям предложение со стороны соискателей несколько превышает спрос, отметил представитель Минтруда. По его словам, в государственной информационной системе «Работа России» зарегистрировано 388 000 резюме водителей, в том числе 35 000 – со стороны тех, у кого есть «необходимые компетенции для работы водителями большегрузов». Работодателями же заявлено 99 500 вакансий для водителей, более 4 000 – грузового транспорта. «Таким образом речи о дефиците специалистов на сегодняшний день не идет», – сказал представитель ведомства.

Но усугубляет ситуацию, по мнению Ашуралиева, отсутствие комплексной профессиональной подготовки, а также госпрограммы по повышению имиджа профессии водителя-экспедитора. «Притока молодых кадров не происходит», – сетует Ашуралиев. Он также обращает внимание, что в России эта профессия «считается исключительно мужской». «Сегодня женщина – водитель большегруза большая редкость. В нашей компании их 0,1% от общего числа водителей», – констатирует он.

Латинский считает, что отмена патента для иностранцев сняла бы «серьезный бюрократический барьер» и помогла бы привлечь новые кадры в этот сектор экономики. Правда, президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов отметил, что вопрос патентов – это в первую очередь вопрос денег, поскольку эти средства идут в бюджет региона, а не в федеральный. В 2019 г. мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что патентная система принесла бюджету города 17 млрд руб., напоминает он.

Водителей грузового транспорта не хватает, считает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Во-первых, говорит он, работников призывали из-за востребованности этого навыка в военно-учетной специальности. Вторая причина дефицита, по словам Матягина, заключается в том, что молодые кадры не заинтересованы в работе дальнобойщиком. «Сопоставимую зарплату можно получить, работая в курьерских службах, при этом нет необходимости ездить на дальние расстояния», – объясняет он.

Востребованность водителей грузовиков в зоне военной операции ухудшила кадровую ситуацию в логистике, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он считает, что задача логистического сектора «состоит не столько в привлечении новой рабочей силы, сколько в эффективном управлении уже работающими водителями».

Участники рынка утверждают, что дефицит кадров приводит к простою автотранспорта. По оценкам Ашуралиева, в среднем по стране в автопарках логистических компаний из-за отсутствия водителей сейчас простаивает около 10% транспортных средств (ТС).

Миронов добавляет, что проблемы с водителями усугубляет дороговизна обслуживания отечественной и китайской техники. По его словам, после ухода иностранных брендов у перевозчиков почти нет выбора для приобретения новых ТС. Это, в свою очередь, увеличивает стоимость простоя. По оценкам FM Logistic, на большегрузы она варьируется от 5000 до 15 000 руб. в сутки на одно ТС в зависимости от способа покупки техники, срока лизинга, страховки и наличия места под стоянку автомобиля.

Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина говорит, что нехватка водителей грузовиков ощущается давно, а средний возраст дальнобойщиков приближается к 50 годам. «Цель инициативы по отмене регионального патента для иностранных водителей – ликвидировать дефицит кадров за счет водителей-мигрантов», – напоминает Федоткина. Также, по ее словам, можно было бы унифицировать стоимость патента во всех регионах России.

Потребность в водителях гораздо выше, чем возможности ГИБДД в оформлении прав соответствующих категорий, говорит юрист, представитель узбекской диаспоры Москвы Бахром Исмаилов. Он напомнил, что МВД в последние несколько лет проводило «акции» по запрету на въезд в Россию для иностранных граждан, у которых было два или более административных правонарушений. «Это привело к тому, что много иностранных граждан, в том числе с водительскими удостоверениями с необходимыми категориями, получили запрет на въезд в Россию на 3–5 лет. Все это в совокупности привело к дефициту кадров», – подытожил он.

По мнению директора проектов фонда «Добрососедство» Юрия Московского, нужно отменить «выдворение» иностранцев за два любых административных правонарушения, включая нарушения ПДД. Он также признает целесообразность распространения патентов водителей-мигрантов дальше рамок одного региона. Но эту проблему, по его словам, можно решить, оформляя мигрантам командировочные удостоверения в другие регионы.

По оценкам Московского, иностранные рабочие занимают не более 4% от общего числа рабочих мест.

Дефицитными такие профессии априори быть не могут, заявил «Ведомостям» представитель ВНИИ труда: «Вопрос – в соответствии запросов соискателей и предложений работодателей. Самый экономичный путь для предприятий – найти иностранных сотрудников, которые готовы работать за минимальные деньги с максимальной нагрузкой». Но для экономики в целом это решение – неоднозначное, отмечает собеседник: «Водительский труд – сложный, но все же период от старта подготовки до начала работы по профессии – сравнительно небольшой. Поэтому доступность таких рабочих мест для граждан страны в конечном счете работает на поддержание потребительского спроса».


Источник: Ведомости
МАРТ / 2023